На
первый взгляд, этот вопрос не требует долгих размышлений. Достаточно
отыскать нужную литературу и внимательно прочитать всю книгу от начала
и до конца. Однако будет неверным полагать, что, ознакомившись с
текстом, мы выполним задачу. Ведь, занимаясь самообразованием, человек
должен не просто составить представление об интересующем предмете из
специальной литературы, ему необходимо усвоить и запомнить то, что он
прочитал.
За советами и рекомендациями в этом вопросе мы обратились к Андрею Халину, психологу, председателю правления «Психокультура».
– Приступая к изучению нового материала и делая это самостоятельно,
следует четко знать цель, ради которой вам нужно освоить эти знания. То
есть хорошо продумать: зачем, для чего это нужно. После этого
необходимо составить график возможностей. Что это значит? Определиться,
где, когда и как вы будете заниматься самообразованием. Обязательно
выбрать оптимальное время занятий. И расписать или продумать маленькие
шаги на пути к большой задаче. Эти действия относятся к предварительной
подготовке, – поясняет Андрей.
Как работать с книгой, известно каждому. Подчеркивать новые термины,
делать закладки, выписывать главное, сопоставлять с уже известными
знаниями. Между тем, эффективность работы у всех разная.
– В обучении нужно использовать методику автодидактики. Читать текст до
развития пика интереса, а затем, когда интерес снижается, прекращать
занятия или переключаться. Срабатывает эффект незавершенного действия
(когда человек чувствует потребность завершить начатое дело). Поэтому
через какое-то время, по мере появления интереса, он вновь приступает к
занятиям.
Однако интерес к обучению существует не всегда. Что нужно сделать,
чтобы преодолеть свое нежелание и начать работать над собой?
– В этом случае, как я уже говорил, нужна цель, а для цели – мотивация
(для чего все это вам необходимо). А чтобы поддерживать интерес к
чтению, обучению существуют некоторые приемы (их много) например,
переводить результаты работы в иллюстрации, логотипы или сопровождать
ход постижения знаний рисунками. Можно правила изображать символами.
Важно при такой работе задействовать оба полушария головного мозга.
|